ИЗ НОВОГО КОММЕНТАРИЯ К ВОСПОМИНАНИЯМ О МАНДЕЛЬШТАМЕ
В одном из фрагментов полных путаницы мемуаров Мариам Торбин о Мандельштаме описывается залихватское времяпрепровождение его жены Надежды Яковлевны и ее подруги, поэтессы Сусанны Мар в 1922 году:
Еще одно развлечение подруг: тайком от Мандельштама убежать на Тверской бульвар к памятнику Пушкину. Это было место, где собирались студенты и пели песни, не обращая внимания на концерт из соседней оркестровой раковины. Подруги становились рядом и начинали запевку, были запевалами-«боярами». Пели во весь голос, и песенка разносилась далеко:
А на Тверском бульваре
Стоят бояре,
Они не скачут,
А просто плачут.
«Скажи нам, Саша,
Ты гордость наша,
Когда уйдут большевики».
И отвечает Саша:
«Не плачь ты, Паша,
Уйдут большевики:
Когда верблюдица и рак
Станцуют краковяк».
Осип Эмильевич, обнаружив побег, бросался к памятнику Пушкину отвлечь их от озорства, которое могло привести к большим неприятностям, и обычно появлялся, когда запев только начинался. Он хватал Надю за плечи, подталкивал в спину и гнал домой. Сусанна исчезала сама, зная, что под тяжелую руку Мандельштама лучше не попадать[1] .
Проверьте себя: зазвучал ли у вас в голове мотив песенки, которую якобы распевали подруги? Скорее всего – нет, потому что Торбин исказила не только ее слова, но и варварски разрушила ее ритмическую структуру.
Между тем речь идет об одном из вариантов одной из самых известных фольклорных песен ХХ века. Приводим этот вариант по статье С. Ю. Неклюдова:
Цыпленок жареный,
Цыпленок пареный,
Цыпленок тоже хочет жить.
Его поймали,
Арестовали,
Велели: – Паспорт покажи!
– Я не кадетский,
Я не советский,
Я не народный комиссар.
Не агитировал,
Не амнистировал,
А только зернышки клевал.
А на бульваре
Сидят бояре,
Глядят на Пушкина в очки:
– Скажи нам, Саша,
Ты гордость наша,
Когда уйдут большевики?
– А вы не мекайте,
Не кукарекайте! –
Сказал им Пушкин тут стишки,
Когда верблюд и рак
Станцуют краковяк –
Тогда уйдут большевики[2]!
_________________________
[1]Осип Мандельштам глазами современников. Воспоминания. Письма. Дневники: в 2-х тт. Т. 1. СПб., 2025. С. 396.
[2]Неклюдов С. Ю. «Цыпленок жареный, цыпленок пареный…» // Фольклор и постфольклор: структура, типология, семиотика. https://www.ruthenia.ru/folklore/neckludov19.htm.