Олег Лекманов №12

ОЛЕГ ЛЕКМАНОВ

ОБ ОДНОЙ ПАРАЛЛЕЛИ С МИХАИЛОМ КУЗМИНЫМ У АЛЕКСАНДРА БЛОКА
 

С разговора на тему «Блок и Кузмин» началось серьезное исследование творчества Кузмина в Советском Союзе. Именно так называлась обстоятельная статья Геннадия Шмакова, сейчас уже обретшая статус классической [1]

Цель моей сверхкороткой заметки – прибавить лишь одно наблюдение к уже сделанным ранее.
Как известно, Блок и Кузмин познакомились в начале 1906 года [2]. В 1907 году по заказу Мейерхольда Кузмин написал музыку к блоковскому «Балаганчику» [3].  

Июнем – августом 1906 года датируется стихотворение Кузмина, ставшее первым в цикле «Любовь этого лета» и вскоре сделавшееся своеобразной «визитной карточкой» поэта:   

 

Где слог найду, чтоб описать прогулку,

Шабли во льду, поджаренную булку

И вишен спелых сладостный агат?

Далек закат, и в море слышен гулко

Плеск тел, чей жар прохладе влаги рад.

 

Твой нежный взор, лукавый и манящий, – 

Как милый вздор комедии звенящей

Иль Мариво капризное перо. 

Твой нос Пьеро и губ разрез пьянящий

Мне кружит ум, как «Свадьба Фигаро».

 

Дух мелочей, прелестных и воздушных,

Любви ночей, то нежащих, то душных,

Веселой легкости бездумного житья!

Ах, верен я, далек чудес послушных,

Твоим цветам, веселая земля [4]!

 

Этим стихотворением открывается первая поэтическая книга Кузмина «Сети», вышедшая в 1908 году. О своем впечатлении от нее Блок тогда же писал автору: «Читаю Вашу книгу вслух и про себя, в одной комнате и в другой. Господи, какой Вы поэт и какая это книга! Я во все влюблен, каждую строку и каждую букву понимаю и долго жму Ваши руки и крепко, милый, милый. Спасибо. Любящий Вас Ал. Блок» [5].

Однако сам Блок, когда ему за год до этого, в зачине стихотворения «В северном море» (1907) понадобилось изобразить «плеск тел, чей жар прохладе влаги рад», сделал это совсем с другим чувством, чем Кузмин: 

 

Что сделали из берега морского

Гуляющие модницы и франты?

Наставили столов, дымят, жуют,

Пьют лимонад. Потом бредут по пляжу,

Угрюмо хохоча и заражая

Соленый воздух сплетнями. Потом

Погонщики вывозят их в кибитках,

Кокетливо закрытых парусиной,

На мелководье. Там, переменив

Забавные тальеры и мундиры

На легкие купальные костюмы,

И дряблость мускулов и грудей обнажив,

Они, визжа, влезают в воду. Шарят

Неловкими ногами дно. Кричат,

Стараясь показать, что веселятся.

 

А там – закат из неба сотворил

Глубокий многоцветный кубок. Руки

Одна заря закинула к другой,

И сестры двух небес прядут один –

То розовый, то голубой туман.

И в море утопающая туча

В предсмертном гневе мечет из очей

То красные, то синие огни [6]

 

Как представляется, эти два изображения морских пляжей и веселящейся публики можно было бы использовать для выразительного сопоставления тогдашнего мироощущения Кузмина и Блока.
 
 

[1] Шмаков Г. Г. Блок и Кузмин (Новые материалы) // Блоковский сборник. Вып. 2. Тарту, 1972. С. 341–364.  

[2] Там же. С. 341.

[3] Там же. С. 342–343.

[4] Кузмин М. Стихотворения (серия «Новая библиотека поэта»). СПб., 1996. С. 59.

[5] Блок А. А. Собрание сочинений: в 8-ми тт. Т. 8. М.–Л., 1963. С. 241.

[6] Блок А. Полное собрание сочинений и писем: в 20-ти тт. Т. 2. М., 1997. С. 211–212.