Ольга Добрицына. Когда бы кто мои увидел игры. Александр Воловик. ОН ЭТО Я М.: Плавучий мост, 2022

ОЛЬГА ДОБРИЦЫНА

КОГДА БЫ КТО МОИ УВИДЕЛ ИГРЫ
Александр Воловик. Он это я.  М.: Плавучий мост, 2022.

Новая книга Александра Воловика [1], пишущего стихи несколько десятилетий – повод внимательно вглядеться в его поэзию с сегодняшней точки обзора. Воловик – автор разнообразный: ехидная лирика, пародии, шарады, обыгрывание идиом, всё это с выходом за рамки любого жанра, совмещение их. Его смех — в диапазоне от доброй «шутки юмора», до сарказма, гротеска, стёба, иногда в сложном сочетании и даже противопоставлении с лирикой.

Критики уже упоминали о сложной структуре его текстов, о работе с трагиироническими миниатюрами, с каламбурно-трансформационной поэтикой, отчасти напоминающей «лингвопластику» и «полистилистику». Любопытно и нам разглядывать множества используемых Воловиком изобразительных приёмов в сочетании с безупречной техникой письма.

Многомерность — образная, языковая, стилистическая позволяет поэту создавать собственные миры с обилием в них лирических «я», создавать собственный язык или несколько языков. Так холода у Воловика – враги, с природой не поспоришь, но можно и это обыграть:

очарован природой, а в природе вещами. 
(«О природе вещей»)

Гражданская лирика Воловика уместна и злободневна. Палитра — от юмора до сарказма, его естественная стихия:

И вот, заслышав дудку крысоловскую,
в восторге от воинственного писка
и с песнями, борясь и славословствуя,
весь наш народ согласен утопиться.
(«Народ согласен»).

Или в стихотворении «Наступающему»: 

…Мир над пропастью. Но не упал ещё 
И шепчу, как дурак-пацифист:
«Наступающий, стань отступающим!
Отступи, наконец, отцепись!»

Как можно заметить – интеллектуальная составляющая здесь исключает лобовую подачу темы, жёсткость рисуемых картин не препятствует вневременной актуальности этой поэзии. 

А свобода существует лишь у воинственных, понаторевших в мятежах, на боевых пингвинах непобедимых «Аборигенов Антарктиды»: 

Пусть в наши мирные пределы 
плывёт свободно тихий кит. 
Свобода есть святое дело 
всех суверенных Антарктид!

Воловик часто использует противопоставление и снижение. Либо откровенный стёб — иллюстрирующий пошлость обывателя: 

Вы говорите: «Хуже год от года!
Когда же, наконец, придёт Свобода?
Народ бесправен и забит по сути…»
А я скажу вам: «Ути-пути-мути!»
(«Ути-пути-мути»).

Будущее по Воловику — безжалостно:

Новых ли санкций наложит нам злой враг,
в космос рванёт ли бюджета гнилой рупь — 
будущее приближается: крах, прах
(«Экстремистское»).

Автор умело пользуется вульгаризмами, демонстрируя культурную деградацию общества, огрубление чувств, потерю гуманистических основ, базовой человечности. 

Иллюзий у лирического героя Александра Воловика нет. Поэт не жалует этот мир, его увлекает невозможное.

Сиди, обыденность, в потёмках,
не тормози мою работу! 
Я не люблю писать о чём-то.
Меня не вдохновляет что-то. 
А я люблю писать про нечто…
(«Сиди, обыденность, в потёмках…»).

При этом автор выводит собственные миры от буднично-абсурдных до сюрреалистических и фантасмагоричных. Одежды в них взаимодействуют самостоятельно, без людей: кимоно с косовороткой повстречали тогу. («Из мобильника»).

Жизнь вещей — в обыгрывании собственных смыслов:
отчаянный чайник нечаянно фукнул в свисток,
и тут началось! Выдвигаясь из пыльных кустов
оскаленной клавой, скрипел чёрно-белый рояль,
кряхтел септаккордом и шумно педали ронял.
(«В седьмом измерении»).

Поэт, соединяющий в себе физика и лирика, использует это соединение как приём.

Метался: не шло. Из стекла ухмылялся двойник.
И шло, да не то. Не туда. Не сумел. Не проник.
И шло, но само: не везло, не несло, не цвело.
И пахло. Но вонью. В окне проплыло НЛО…

Похоже, НЛО поэта — сама поэзия:

Изучаю словарь букв.
Постигаю букварь слов.
В океан НЛО — плюх!..

А в «Трёхстопном амфибрахии»:

Горит марсианское солнце
в высокой дали голубой…

Обдумать, какое ихь штербе
сказать напоследок себе.

Физика тут и есть философия. Разве не этот вопрос — главный к исходу жизни? Чеховский вопрос.

Воловик демонстрирует распад, дисгармонию, разбаланс, потери в себе и вокруг — неодолимые реалии жизни.

И не лежит, куда ложи́л, глаз.
А я ведь клал его туда, клал!..
шестое чувство отлегло ныть…
(«Цок-цок»).

И выводит изо всего этого простые ценности жизни:

Ещё я создан для того,
чтоб сделать сыновей.
Я сделал их — из ничего,
как царь, как бог, как зверь!
(«Звёзды»).

Всё кончается одинаково, даты жизни у всех завершаются тильдой («Щепетильный и удалой»). Смерть — всего лишь время Ч. За звуковой и ритмической лёгкостью кроется трагичность завершённости земного существования:

Нет меня и нет меня.
Остальное всё фигня.
Значит, тазиком вселенная накрылась.
То, что было — всё вчера.
Только чёрная дыра.
Там — никак, и ни фотона нет на вынос.
(«У меня неважный вид…»).

Физик знает, что смерть — отсутствие света.

Если говорить о физике не как о науке, а как о сути жизни – иронии подвержено всё. Мистическое? Трансцендентальное? Лирический герой Воловика — скорее клоун, идущий за читателем, как шут в Риме, идущий за очередным Цезарем:

По повестке с печатью и датою 
в сборный пункт маршируя, в финал,
убедитесь, что на валидаторе
загорелся зелёный сигнал.
(«Зелёный сигнал»);

Или: 

Я зверёк неизвестного вида:
двукопытен, хвостат и рогат…
…………………………………………….
…записался я в Красную книгу 
на страницу 403.
(«Я зверёк»).

А вот как физик решает человеческую проблему души, она сопространственна четвёртой координате времени в трёхмерном мире:

Не за нудной, но нужной работой,
а в любовной горячке, спеша,
при слиянье гаметы с зиготой
возникает побочно душа…
(«Се ля ви»).

Процесс поэзии в человеке по Воловику:

светиться сиять упрекать в недосвете солнце
смеяться лететь извлекать из мычанья звон
явиться незваным и от никого посланцем
и убедиться и всех убедить что зван
и всемогущий словить и не славить случай
а тленное тело вселить в бестелесный дух…
(«Светиться, сиять…»).

Занимательна постоянная работа автора со звуком. Накладываясь на смысл, звук являет саму суть поэзии нашего героя. Подсмеиваясь над собой и читателем, Воловик ловко прячется за собственный текст:

Красота важнее правды,
и зверюгой на ловца
вывожу я слов парады
ради красного словца. 
Сеть, ловец, раскинь искусно
изловить и слопать ту, 
несъедобную, что грустно,
неземную красоту.
(«Красота важнее правды…»).

Поигрывает с классикой:

Грохочет Пушкина телега.
Возница материт Олега
(который вещий). Как из LEGO, 
из слов стишок растёт, коряв. 
А рядом тьма иного мира, 
не знающего слова «лира»… 
(«Lego жизни»)

Подробно разбирается с поэтом как особью поэтического племени.

Но тем ли полушарием кропаю я стишки?..
Придëт сутулый дедушка… зачистит звукосос…
(«Перемена полушарий»).

Оживляет литературные термины:

При участии бурного чата,
и при помощи чувственных фибр 
у стиха народились стишата, 
но один оказался верлибр.
(«Скандал в поэтическом семействе»).

Не унимаясь, твердит о слове, языке, поэте. Рисует целую галерею всевозможных служителей Муз. Это племя одновременно аристократично и демократично: лирический герой в интерпретациях Воловика гуляет от графомана до мастера-виртуоза, от рифмоплета-стихотворца до изощрённого версификатора и большого поэта. 

От:   

Ну, возьмите меня в антологию,
все же там, только я тут один…
(«Возьмите меня!»)

до:

Нам поэзия кажется раем,
где парит вместо ангела стих…
(«Нам поэзия кажется раем»).

От камерного палиндромиста:

стих — уродский палиндром,
не читаемый назад…
(«Стих глазами палиндромиста»).

до…

Трубадур скабрёза, но раб приличий.
Словоблуд и тайный ценитель фень.
Букволюб и звуко-, певун курсором…
(«Монолог»).

Процесс стихо-творения у Воловика — то ли научный, то ли духовный:

Перстов пинцетами беру ль, ки-
нетическою силой духа ль 
рифм невесомые бирюльки…

Самоирония, как главная авторская мета, неизбежна в стихах о призвании:

Да, мне не светит славы грош, почёта долька.
Но для себя-то я хорош! Да и не только.

Умаление труда поэта, как незначащего, пустякового, лёгкого — лейтмотив многих книг. Поётся бескорыстность и практическая бесполезность занятия — при невозможности не писать. Но призвание и принадлежность слову дают силы. Поэзия равнозначна смыслу жизни. Проявлена световая природа поэтического слова:

И чтобы тонкие глаголы
витали, цацкались и пели, 
и звуков лёгкие уколы
ознобом отзывались в теле.
Летя стремглав, как света кванты,
чтоб в цель они ложились кучно… 
— Так Вы творите как новатор?
— Ну, да: и складно, и нескучно.
(«Сиди, обыденность, в потёмках…»).

Думается, Воловик изобрел некий новый вид комического. Порою его стихи напоминают речь не клоуна, но скорее шута, паяца, который в одном выступлении успевает перебрать разные маски в непредсказуемой последовательности. То же и с лирикой, и она у него нередко выходит за грани — то там, то тут. 

Тема поэта и славы у Александра Воловика близка к литературному анекдоту или звучит почти издевательски:

Сочинял чувак стишки,
ждал от вас ухмылку.
Сделайте ж своё хи-хи 
на его могилку.
(«Новогодние частушки»).

Ещё один излюбленный образ Воловика: поэт как маргинал. Это гораздо менее комфортно, чем классическое «не от мира сего». Отторжение среды — неизбежно: Не поэт, маргинальный писака лишь… Одиночество бытийное или космическое, — неизменный фон талантливых поэтов. Жизнь поэта — в языке, там она ярка, в отличие от повседневной в шутливом:

Я бессобытийный и старый
листаю чужие странички…
…………………………………………
И лишь у меня всё спокойно.
Делиться с фейсбуком мне нечем.
(«Жизнь в фейсбуке»).

А ещё поэт — бородатый мальчик, просветлённый Буддой («Памяти Владимира Герцика»). Он же — истец. И вызов всему серому, обыденному:

на апельсиновом заводе
из металлического лома
невероятный но реальный
изготовляется истец
(«На апельсиновом заводе»).

В программном стихотворении «Он это я» иронически, но с привкусом грусти-горечи, Александр рисует собирательный образ Поэта: 

Он шёл напролом, как идут пароходы
по просветлённой луной воде.
Не подавал ананасную воду
девушкам лёгкого поведе…
Шёл неуклонно, вне направлений,
изнемогая от глупых дум.
Тропку выискивал понетленней,
слушая птиц и времени шум.
Ноги и крылья сводили годы
в полуподвалы небытия.
Он забывал пароли и коды,
буквы царапать и вкус питья.
Нёс непонятное, был очкарик.
Мудрости выше ценил оргазм.
Слышал всё хуже, но слог чеканил
и под конец полувпал в маразм.
Всё же он двигался, лысый, вящий,
жар душевный в груди затая,
пока игровой не освоил ящик,
где оказалось, что он это я.

Внешней неказистости: очкарик, лысый, изнемогающий от глупых дум, к тому же деградирующий с возрастом — слышал всё хуже, полувпал в маразм, противопоставлены: крылья; шел напролом, как идут пароходы; Тропку выискивал понетленней; слог чеканил. Но главное — вящий (большой, богатый, великий). Ещё главнее: двигался… пока игровой не освоил ящик, / где оказалось, что он это я. Обыгранный эвфемизм «сыграть в ящик» приобретает дополнительные смыслы-задачи: освоить игру слов (сделать своей), познать (жизнь? язык?) и — завершить дело. 

Негативно-крылатая цитата «каждому своё» трактуется как верность призванию:

Делай, что́ должен: малую смальту звука
взвякни в зиянье мозаики, звонче чтоб,
меж междометий, глаголов и тусклых стуков
стоп несказуемых — кротких предлогов об

Объектом для игры с читателем может быть любой предмет, объект, субъект — как абстрактный, так и реальный. Так, в «Происшествии», обыгрываются слова и фамилии мужского рода с женскими окончаниями:

Петрарка, Кафка и Гомулка
шли без парней в ночи из бара…
……………………………………………..
Тут урка выразилась крепко…

Игра слов, как и во множестве стихов, пребывает в содружестве с игрой смыслов: так, в таблице (!) «Дети» идут вариации от Дети эмбарго… Дети индиго… Дети либидо… — до …Дети отстаньте. 

И ещё раз о звуке — в поэтике Воловика он неизбежен, он всегда в союзе со смыслом и иронией. Отсюда и парадное природно-оркестровое: Травы поют под ветром… а за ним шутливо-трагичное:

Скушаны музыканты.
Вот и окончен фест
музыки стиля кантри
злачных равнинных мест…
(«Сила ботаники в силлаботонике»).

И пристрастие к музыке (она же и есть поэзия):

…ведь мне важны одни созвучия
да небывалой рифмы поросли…

Поэтический мир Александра Воловика не только многозвучен, но и многомерен. «Когда бы кто мои увидел игры!»  — воскликнул однажды поэт. Чуткий читатель увидит.