Радмир Галиев. Заметки Д.Е. Максимова об Иосифе Бродском и Елене Шварц (по материалам Отдела рукописей РНБ)

РАДМИР ГАЛИЕВ

Заметки Д.Е. Максимова об Иосифе Бродском и Елене Шварц
по материалам Отдела рукописей РНБ

 

В 2024 г. исполняется 120 лет со дня рождения Дмитрия Евгеньевича Максимова – крупнейшей фигуры русской культуры XX века, литературоведа, исследователя Серебряного века, поэта.

Д. Е. Максимов был творческим и духовным наставником для многих представителей молодой ленинградской интеллигенции эпохи «оттепели» и «застоя». Это отношение как нельзя лучше характеризуют слова, адресованные Максимову, поэтом и учеником, Сергеем Георгиевичем Стратановским: «…Вы являетесь в моих глазах, наверно, в глазах многих Ваших учеников… связующим звеном между нами и культурой 1920-х гг., продолжившей предреволюционную русскую культуру» [1]. Таким образом, Д. Е. Максимов, в некотором смысле, был мостом между культурой Серебряного и Бронзового века для младших современников.

В Отделе рукописей Российской национальной библиотеки (ОР РНБ) в личном фонде Д. Е. Максимова (Ф. 1136. Оп. 2-3.) хранятся его заметки о творчестве поэтов Бронзового века – Иосифе Александровиче Бродском, Елене Андреевне Шварц, Викторе Борисовиче Кривулине, Александре Николаевиче Миронове, Глебе Яковлевиче Горбовском и др.

Рассмотрим заметки Максимова о творчестве Иосифа Бродского и Елены Шварц.

  

***

 

При исследовании заметок о творчестве Иосифа Бродского становится ясно, что Максимов пристально рассматривал тему личности и духовных начал в поэтическом наследии. «Вся суть не в народе (он себя показал), а в личности, которая священна и которая живет странно и себя моральное сознание. Оно запрещает зло и строит себя путем самоусовершенствования…» [2]. «Гонимость» поэта подталкивает Максимова при изучении творческой личности Бродского к следующим рассуждениям: «Если народ существует только для гонимых личностей – то, возможно, только они священны, а если так, то как понять речь о совести: это совесть – только для личности – холостая совесть?» [3].

Помимо заметок о творчестве И.А. Бродского, в деле хранятся его произведения, которые, по всей видимости, и анализировал Д. Е. Максимов. Постараемся перечислить их: некоторые строфы из «Прощальной оды» (1964 г.) [4], стихи «Прощай, позабудь» [5], «Мимо ристалищ, капищ» [6], «Памятник» [7], «Диалог» [8], «Стансы городу» [9], «Стансы» [10], «В тот вечер возле нашего огня» [11].

Помимо заметок найдены так же стихи самого Максимова, написанные под впечатлением от творчества «гонимого поэта»:

«Его стихов терплю я трель,
Но суть его – туманная,
Как будто каша манная
Попала сослепу в бордель…» [12]

Подобная ироническая пародия на творчество Бродского отнюдь не характеризует отношение Максимова к нему. Литературовед подмечает: «стихи [Бродского] очень хорошие» [13]. Однако Бродского часто многие изображают как «напорного» поэта, с чем не согласен Максимов [14].

 

***

 

Другой не менее интересный корпус текстов связан с творчеством Елены Андреевны Шварц [15]. Надо сказать, что между Шварц и Максимовым была дружба, о чем свидетельствуют письма поэтессы [16].

Размышляя над поэзией Шварц, Максимов указывал в заметках, что «стихи темные, но не черные…» [17] в них «и Бог и свет, и страданье и слабость»[18]. Именно в ее стихах «слово оживает через Дух и “Дух” почти без остранения…» [19]. Максимов пишет, что на ряду со Стратановским и Бродским Шварц находится «в ореоле “реализма ренессанса”» [20]. В заметках так же есть ссылки на З. Гиппиус и А. Ремизов. Можно предположить, что Максимов сравнивает стихи Шварц с представителями Серебряного века.

Если говорить об источниках, то в личном фонде Максимова хранится книга «Труды и дни Лавинии, монахини из ордена Обрезания Сердца», вышедшая самиздатом, а также некоторые номера журнала «Обводный канал» [21]. Вероятно, Максимов анализировал стихи именно оттуда.

 

***

 

Представленными заметками литературоведческие изыскания Максимова относительно поэтов Бронзового века не исчерпываются. Изучение личного фонда Максимова, а именно его рукописных заметок видится перспективным и интересным в контексте преемственности литературы Серебряного и Бронзового века, истории литературной критики, а также проблемы учительства и духовного наставничества.

 

Примечания

[1] ОР РНБ Ф. 1136. Оп. 2. Ед. хр. 602. Л. 1-2.
[2] ОР РНБ Ф. 1136. Оп. 3. Ед. хр. 45. Л. 1.
[3] Там же. Л. 1об.
[4] Там же. Л. 10.
[5] Там же. Л. 11.
[6] Там же. Л. 11об. Примечание: данное стихотворение известно сегодня как «Пилигримы», на тот момент оно, видимо, не имело названия, либо Д. Е. Максимов атрибутировал это произведение без названия.
[7] Там же. Л. 12.
[8] Там же. Л. 13.
[9] Там же. Л. 14.
[10] Там же. Л. 14об.
[11] Там же. Л. 15.
[12] Там же. Л. 8.
[13] Там же. Л. 9.
[14] Там же.
[15] ОР РНБ Ф. 1136. Оп. 3. Ед. хр. 47.
[16] ОР РНБ Ф. 1136. Оп. 3. Ед. хр. 89.
[17] ОР РНБ Ф. 1136. Оп. 3. Ед. хр. 47. Л. 3.
[18] Там же.
[19] Там же. Л. 1об.
[20] Там же. Л. 5об.
[21] ОР РНБ Ф. 1136. Оп. 2. Ед. хр. 283.