Александр Григорьев (10 номер)

АЛЕКСАНДР ГРИГОРЬЕВ 

***

 

Человек сбежит туда,

где поймут, что он – вода,

будут пить его из рук.

Или – станет ультразвуком

для вождения по мукам

избавителя от мук.

 

Человеку не унять

зуд скакать и обонять

каждый запах полевой.

У друзей на майских идах

он вдохнёт, направив выдох

в шарик с радужной плевой.

 

  

***

 

С земледышащим встреться своим двойником

и с небесным своим земляком.

Расскажи, как тебя обдало сквозняком –

так, что кровь разошлась с молоком.

 

И скажи им: печалясь о том и о сём

(расскажи им, о ком и о чём),

я хочу быть связным вашим, быть толмачом.

Говорите себе обо всём –

 

так, что я в трескотне, болтовне, чепухе,

каждом всхрипе и каждом кхе-кхе

буду сполохи видеть – кристалл в шелухе,

целину в невесомом стихе.

 

 

***

 

вот штучный моцарт через звуки-грюки

к улитке прикасается; она –

улитка – до того удивлена,

что рушится китайская стена

и оживает кура из кентукки

 

и с рожек ниспадает пелена

и кажется улитке: жизнь дана,

чтоб слушать эти моцартовы штуки

 

 

ИДЕНТИФИКАЦИЯ А.

 

Серия первая

 

А., говоря: «Приятно, А.» –

имел в виду, что А. – и только

лишь. Что лишь это амплуа –

его. Что он – частичка, долька

 

от целого. Что нет за ним

ни Й, ни Ы, ни прочей дряни.

А. никогда не якал. А. не

такой. Не думайте. Ни-ни.

 

Серия вторая

 

А. пробирался в ритме вальса,

но нетерпение и зуд

бибикнули, что подвезут.

И А. – за ними увязался.

 

А. не сошёл ни в пункте А,

ни в Б, ни в В. Ни в тех, что после –

сверхзвуковой печальный ослик

Иа.

 

Серия третья

 

А. перепутал тайну и судоку…

«Бывает, нет?»

Макулатуру выдал за цветмет.

Анфас увидел сбоку.

 

Покрыл листочки клеем ПВА.

Но, кем-то встречен на тропинке,

А. на вопросец: «Кто есть А.?» –

ответил без запинки.

 

 

СЕРДЦЕСТРЕМИТЕЛЬНЫЙ ДИПТИХ

  

I. По касательной к Тютчеву

 

Вот тоже мне ещё: диктат светил,

гармония – вовне, позыв к порядку –

внутри… Танцует красота вприпрятку.

Будь рад, что эти танцы посетил,

 

что некоторые увидел па,

что принял сам участие в движенье

кроветворящем, в отглагольном жженье,

в цветении шипа,

 

что приобщился, так и так, чудес,

точней сказать – взрастил в себе чудинку

и – Шурик именем – под кожей триедин, как

Бывалый, Трус, Балбес.

 

II

 

Тревоги домотканая змея

всеядна.

Но смысл по ноте цедит Ариадна.

И – всходит колея.

 

И человек-Тесей –

бывёхонек – змеится из пещерной

беды, как антимоль – из шифоньерной

тьмы, тьмы вещей.

 

Окрасившись – тон в тон –

свободой, брат беглец обеспокоен,

что не припомнят колбочки, какой он

на вкус – фотон.

 

 

***

 

Забудь о том, как – хрусть. Припомни шелест.

Жизнь. Лепет лепестков: меня-мне-мной.

Осклабившись. Поморщившись. Ощерясь.

Лицом; потом – спиной;

 

потом – опять лицом не к лесу – к морю,

перед которым – вымахал? усох? –

плывёт кустарный серебристый лох,

плеску и блеску вторя.

 

 

***

 

Смей, неврастеньце, моё живое,

вечнозелёное, в земле нежирной

расправив корень, дышать. Оно и

понятно: щупленький, но стожильный

 

листок и зелен лишь тем, что дышит.

Сколько горшочек ни три – он, скаред,

в ответ не даст ничего. И лишь от

дыханья – варит.

 

 

***

 

Деревья – обыватели лесов.

Деревья – выше гамбургского счёта.

 

Растут, как Дарвин на душу положит,

а в средней полосе – как Тимирязев,

 

а где-нибудь – как кто-нибудь ещё.

Но каждое при этом – самобытно.

 

Деревья говорят о триединстве

корней, ствола и капиллярной кроны,

 

где царствует полгода хлорофилл

и дольше, если речь идёт о хвойных.

 

Деревьям всё знакомо: травмы, хворь,

пила, вегетативное расстройство.

 

Но каждую весну, когда они

неслышно произносят слово «почки»,

 

им начинают подпевать в верхах.

И я хочу быть тоже – на подпевках.

 

К примеру, снять документальный фильм

«Побег из Тимирязевского парка»

 

и просочиться в местный мультиплекс.

И если зал взорвётся тишиной,

 

то выходцы из зала обнаружат

на улице прекрасный сиквел, где

 

протагонистом – дерево у дома

и бесподобный градус кривизны.

 

 

***

 

Уподобясь Серой Шейке,

малахольное дитя

смирно плавает в милкшейке,

в гуще пальчиком крутя.

 

У болезненной дитяти

много трепетных минут:

проливать слезу на скатерть;

спотыкаться где приткнут.

 

Есть у гадкого утёнка

подозренье: у воды

и земли душа – потёмки;

жди от воздуха беды.

 

Здесь бы Андерсена, что ли,

Мамина-Сибиряка,

чтобы принесли в подоле

хлеб и кружку молока,

 

чтобы стало всё понятно

на полдня и жизнь вперёд.

В глубине жевачки мятной

злюка пряничный живёт.

 

 

***

 

Захлопнется последний клюв,

но в орнитологическом архиве

оглохший от тоски энтузиаст,

склонившийся над томиком транскрипций

утраченного щебета, начнёт

рулады выводить нейронной вязью

на сером фоне. И когда дойдёт

черёд до трели к радости, откроет

уже изрядно шамкающий рот

и разразится непонятно чем,

каким-то акустическим раздраем,

который ничего не сообщит

отсутствующей публике. Но если

никто из обладателей ушей

их не заткнёт подушечками пальцев

и не закупорит ладонью рот

певца, то из мурашек на его

одрябшем эпителии проступят

свидетельства пернатости. А это,

что ни скажи, а всё-таки победа.

 

 

КРАТКИЕ ПЕРЕСКАЗ БЕСЕДЫ,
СЛУЧИВШЕЙСЯ МЕЖДУ ПРИЗРАКАМИ МАНДЕЛЬШТАМА И ВОЛОШИНА
НА КОКТЕБЕЛЕВСКОМ ПЛЯЖЕ

 

Столкнутся лбами Бим и Бом,

воскликнет Грека: «Смерть варягам!»,

умоет руки Айболит,

но белое на голубом

всплывёт над самым Кара-Дагом

и наши души опылит

 

 

***

 

В Министерстве вечных ценностей

и щенячьего восторга

занимаются перекладыванием бумажек:

жёлтых, лиловых, смарагдовых.

Маленькие, пузатенькие, лысенькие чиновники

радуются тому, что они – маленькие, пузатенькие и
лысенькие.

Они поднимаются на лифте на тридевятый этаж

и пересказывают друг другу

сюжеты любимых мультфильмов.

 

Между тем, в детских садах

царят нападнические настроения

и вооружённые до молочных зубов путти

выступают на стороне бабочек

в войне против комаров.

 

 

***

 

Случилась так, белиберда.

А показалось мне, что

летит бессмыслицы орда

на мя, кромешна;

 

виновники белиберды

позыркивают туго

и говорят «алаверды»

друг другу.

 

 

***

 

Поедем по мосту в тьмутаракань

и потеряем родину из вида.

В обратном направлении смотри до

потери. Ну, а после – перестань.

 

А после – напиши стихи о том,

как в ёмкость из-под внутреннего моря

по капле набегает – счастье? горе?

Не счастье и не горе – суп с котом.