Олег Лекманов — №1

ОЛЕГ ЛЕКМАНОВ

ОБ ОДНОМ НЕУЧТЕННОМ ПОДТЕКСТЕ стихотворения Хлебникова «Свобода приходит нагая…»

 

Свобода приходит нагая,
Бросая на сердце цветы,
И мы, с нею в ногу шагая,
Беседуем с небом на «ты».
Мы, воины, строго ударим
Рукой по суровым щитам:
Да будет народ государем,
Всегда, навсегда, здесь и там!
Пусть девы споют у оконца,
Меж песен о древнем походе,
О верноподданном Солнца —
Самодержавном народе[1].

Об этом стихотворении (одном из самых известных у Хлебникова и входящем в его цикл-поэму «Война в мышеловке») есть очень хорошая статья Е. Р. Арензона[2]. Перечислены в статье и главные источники стихотворения. Это две картины — «Свобода на баррикадах» Эжена Делакруа (62) и «Весна» Сандро Боттичелли (64) и два стихотворения — «О, весна, без конца и без краю…» Александра Блока (62)  и «В цветы полевые одета…» тринадцатилетней малороссиянки Милицы (ее стихотворение было напечатано в футуристическом сборнике «Садок судей  II») (63).

Не отмеченной однако осталась очевидная, бросающаяся в глаза, перекличка первых  строк стихотворения Хлебникова с зачином популярнейшей рабочей песни, слова которой еще в конце XIX века написал Леонид Радин (курсив в тексте мой. — О. Л.):

Смело, товарищи, в ногу!
Духом окрепнем в борьбе,
В царство свободы дорогу
Грудью проложим себе.

Вышли мы все из народа,
Дети семьи трудовой.
«Братский союз и свобода» —
Вот наш девиз боевой!

Долго в цепях нас держали,
Долго нас голод томил;
Черные дни миновали,
Час искупленья пробил.

Время за дело приняться.
В бой поспешим поскорей,
Нашей ли рати бояться
Призрачной силы царей?

Всё, чем держатся их троны, —
Дело рабочей руки…
Сами набьем мы патроны,
К ружьям привинтим штыки.

С верой святой в наше дело,
Дружно сомкнувши ряды,
В битву мы выступим смело
С игом проклятой нужды.

Свергнем могучей рукою
Гнет роковой навсегда.
И водрузим над землею
Красное знамя труда[3].

Стихотворение Хлебникова было датировано автором 19 апреля 1917 года (66), то есть тем временем, когда песня «Смело, товарищи, в ногу…» звучала на шествиях и митингах едва ли не ежедневно. Что к нашему пониманию стихотворения Хлебникова прибавляет включение этой песни в список источников стихотворения? Немногое, но важное.

Во-первых, усиливается в высшей степени актуальный для весны 1917 года «антисамодержавный» пафос стихотворения. У Радина начинается с грядущего «царства свободы», а продолжается нынешней «призрачной силой царей» и неминуемым свержением «гнета». У Хлебникова сначала «народ» объявляется «государем», а в финале «самодержавный народ», в свою очередь, предстает «верноподданным Солнца», вероятно, с обыгрыванием идиомы «король-Солнце» и, соответственно, усилением французского колорита стихотворения, начатого отсылкой к картине Делакруа в его зачине. Между прочим, на этой картине Свобода «прокладывает» себе «дорогу» как раз своей обнаженной «грудью» (у Радина эта почти юмористическая перекличка с Делакруа, почти наверняка, была непреднамеренной, а вот Хлебников вполне мог обратить на нее внимание, недаром, Свобода у него «приходит нагая»).

Во-вторых, и это самое важное, в сравнении с кровожадными строками из песни Радина («Час искупленья пробил <…> В бой поспешим поскорей <…> Сами набьем мы патроны, // К ружьям привинтим штыки <…> В битву мы выступим смело») еще отчетливее выступает на первый план пацифизм стихотворения Хлебникова. Пусть у поэта-будетлянина «воины» «строго» ударяют «рукой по суровым щитам» (сравним у Радина: «Свергнем могучей рукою»), но этот строгий удар сводится почти на нет «цветами» в зачине стихотворения, во многом предсказывающими эстетику хиппи, в 1960-х гг. вставлявших цветы в дула армейских автоматов.

Е. Р. Арензон совершенно справедливо написал в своей работе о том, что «хлебниковская свобода не растворена в лозунге социальных революций» (65). И он же разумно констатировал: «Невозможно ставить под сомнение прямую связь этого стихотворения с характером года, в котором оно было написано» (63).

 

[1] Хлебников В. Творения. М., 1986. С. 461.

[2] Арензон Е. Р. Свобода, богиня, весна (стихотворение «Свобода приходит нагая…» в контексте основных творческих идей Хлебникова) // Хлебниковские чтения. Материалы конференции 27-29 ноября 1990 г. СПб., 1991. Далее эта работа цитируется с указанием номера страницы в круглых скобках.

[3] См., например: Русская народная песня. М., 1936. С. 20.