Олег Лекманов — Об одном «просвечивающем» слове

ОЛЕГ ЛЕКМАНОВ

ОБ ОДНОМ «ПРОСВЕЧИВАЮЩЕМ» СЛОВЕ В СТИХОТВОРЕНИИ МАНДЕЛЬШТАМА «ДАНО МНЕ ТЕЛО – ЧТО МНЕ ДЕЛАТЬ С НИМ…» (1909)

 

Дано мне тело – что мне делать с ним,
Таким единым и таким моим?

За радость тихую дышать и жить
Кого, скажите, мне благодарить?

Я и садовник, я же и цветок,
В темнице мира я не одинок.

На стекла вечности уже легло
Мое дыхание, мое тепло,

Запечатлеется на нем узор,
Неузнаваемый с недавних пор.

Пускай мгновения стекает муть –
Узора милого не зачеркнуть!

 

Чрезвычайно удачный термин «просвечивающие слова» в статье о поэтике Мандельштама был предложен Ю. Л. Фрейдиным [1]. О том, что в программном мандельштамовском стихотворении «Дано мне тело – что мне делать с ним…» сквозь слово «темница» просвечивает слово «теплица», написал Д. М. Сегал. Существительное «темница», отмечает он, «как бы заменяет некоторое другое слово, которое по правилам предсказуемости должно было бы стоять здесь (это слово «теплица», то, что оно как бы подразумевается здесь, можно заключить из того, что в следующем двустишии появляется слово «тепло»!) <…> Если присутствие в четвертом двустишии слова «тепло» актуализует эвентуальное значение *теплица в предыдущем двустишии, то употребление образа стекла вечности в сочетании с идеей тепла создает картину некоего светлого, теплого пространства» [2].

Это очень точное и важное наблюдение я бы хотел дополнить двумя подкрепляющими соображениями.

Во-первых, и в темницу, и в теплицу сажают (в темницу – людей, в теплицу – растения).

Во-вторых, именно просвечивающее сквозь «темницу» существительное «теплица» прочно соединяет между собой первую (1–6 строки) и вторую (7–12 строки) половины стихотворения Мандельштама, которые иначе могут восприниматься как вполне автономные. Первая половина стихотворения состоит из двух вопросов и констатации («Я и садовник, я же и цветок»). Вторая половина стихотворения состоит из картинки (я дышу на оконное стекло) и оптимистического вывода – пускай жизнь скоротечна, но моя жизнь (возможный вариант – моя поэзия) навсегда вписана в вечность.

Объединяет две половины стихотворения предметный мотив стекла, выступающий в обеих половинах в сходной функции и дополнительно сближающий человека и цветок. В первой половине это просвечивающее сквозь решетку темницы стекло теплицы, парника, возле которого вырастает цветок, защищаемый теплицей от холода. Во второй половине это оконное стекло комнаты, возле которого стоит лирический герой стихотворения и оставляет на нем теплый след.

 

_______________________________________________________

[1] Фрейдин Ю. Л. «Просвечивающие» слова в стихотворениях О. Мандельштама // Смерть и бессмертие поэта. М., 2001. С. 235–241.

[2] Сегал Д. М. Осип Мандельштам. История и поэтика: в 2-х кн. Кн. 1. М., 2021. С. 47.