Олег Лекманов — Ахматова в кривом зеркале массовой поэзии

ОЛЕГ ЛЕКМАНОВ

АННА АХМАТОВА В КРИВОМ ЗЕРКАЛЕ МАССОВОЙ ПОЭЗИИ

(ЗАМЕТКА К ТЕМЕ)

 

Как известно, Анна Андреевна Ахматова «с первых лет своей писательской биографии <…> коллекционировала стихи ей посвященные, рисовавшие ее облик, выражавшие восхищение, фиксировавшие рост ее популярности. В первые годы для этого использовался небольшой альбом <…>, а позже, когда в годы нищеты и страха пришлось продать архив в Литературный музей, – так называемая “пестрая папка”» [1]. Хотя «Ахматова хранила даже совершенно графоманские послания и литературные игрушки» [2],  думается, републикуемым мною стихотворением она все же побрезговала бы, поскольку эти вирши не просто графоманские, а гипертрофированно графоманские.

Стихотворение так и называется – «Анне Ахматовой». Автором его была выпустившая лишь одну книгу стихов жительница Саратова Мария Тамбовцева: 

Ты раскрыла мне сердце стихами,
Ты коснулась печальной души,
Обрызгала раны духами
И сном моим стала в глуши.

Я долго ласкаю твой томик
Глазами и белой рукой.
И кажется маленький гномик
Нас вяжет незримой тесьмой.

Далеко, под севером бледным,
Ты чертишь страницы пером,
О принце своем небесследном,
О ласковом принце своем.

И мне твои близки мечтанья,
Как строчка, как буква, как стих.
Понятны твои мне страданья
«И мой, умер мой синеглазый жених».

И стала ты близкой подругой,
Как томик твой в белой руке.
Не бросить мне тонкого круга,
Что чертишь ты там, вдалеке.

                                                             1922 [3]

Комически-неуклюжие метафоры («Обрызгала раны духами», «…маленький гномик / Нас вяжет незримой тесьмой»), двусмысленное от неумелости описание действий лирической героини («Я долго ласкаю твой томик / Глазами и белой рукой»), диковатые сочетания слов («…под севером бледным», «Ты чертишь страницы пером», «О принце своем небесследном», «Не бросить мне тонкого круга»), непроизвольный сбой ритма («И мой, умер мой синеглазый жених»), использованные при попытке подражать стихам Ахматовой – одного из самых стилистически выверенных русских поэтов начала ХХ века, превращают опус Тамбовцевой в своего рода шедевр. Как представляется, это стихотворение было вполне достойно того, чтобы Владислав Ходасевич процитировал его в своем знаменитом очерке «Ниже нуля», посвященном, напомним, «настоящим гениям, “да только с другой стороны”» [4].

Вместе с тем, графоманское стихотворение Тамбовцевой, посвященное Ахматовой, вполне успешно выполняет роль, которую отводила текстам этого жанра та, к кому оно было обращено.

Стихотворение выразительно рисует внешний и душевный облик Ахматовой, каким его представляли себе сотни читательниц (и читателей) из столиц и провинции. Оно выражает восхищение ахматовской поэзией и, безусловно, должно быть учтено, как одна из точек фиксации роста всероссийской популярности автора «Вечера» и «Четок».

_____________________________________________________

[1] «Таким я вижу облик Ваш и взгляд» <Стихотворения об Ахматовой> / Вступительная статья, публикация и примечания Н. А. Богомолова // Литературное обозрение. 1989. № 5. С. 37.

[2] Там же.

[3] Тамбовцева Мария. Картонный домик. Саратов, 1922. С. 60–61.

[4] Ходасевич В. Ниже нуля // Bозрождение. Париж. 1936. № 3886 (23 января). С. 4. Стихам такого типа посвящен раздел «Необязательное о графоманах» моей книги: Лекманов О. А. Русская поэзия в 1913 году. М., 2014. С. 7–26.