Ростислав Ярцев о Богдане Агрисе №12

РОСТИСЛАВ ЯРЦЕВ

БОГДАН АГРИС: ПОЭЗИЯ КАК ОНТОЛОГИЧЕСКОЕ ВООБРАЖЕНИЕ

 

1.

Смерть поэта — горький повод для разговора о его творчестве. Но с этим разговором начинается для поэта (по формуле Елены Шварц) «жизнь после жизни». Смерть поэта для его современников — пробный камень благодарности. Ни один поэт при жизни, кажется, не удостаивался должного признания. Одиночество сопутствует поэзии вернее успеха. Поэт уходит в стихи, чтобы избыть экзистенциальное одиночество. Лишь одни стихи могут его осчастливить. Его и многих других людей. Такова награда поэта. Другой не бывать.

Смерть поэта — продолжение его бессмертия, которое нигде не начинается и никогда не перестаёт; и всё же больно понимать, что ты мог подарить поэту в его земной жизни больше слов благодарности и любви, чем успел. Но поэты странный народ. Нам легче решить, что поэт N. — переоценён, чем признать, что все мы — недооценены.

 Я исхожу из того, что жизнь поэта (сейчас и всегда) протекает в тени подступающего забвения. Поэт не может требовать благодарности и внимания. Его дело — разведывать мир, жизнь и смерть, растворяясь в них и превозмогая их в слове. Всё, что я скажу далее, должно было быть выражено гораздо раньше. Лень и нехватка времени помешали мне сделать это. Раскаяние в невнимании необходимо мне, вероятно, больше, чем тому, у кого я прошу прощения. Но я говорю: прости!

 

2.

 Богдан Агрис — поэт и философ. Молниеносные темпы его творческого роста сулили нам в его лице рождение крупнейшего поэта эпохи, но слабое здоровье подкосило путь Богдана на самом взлёте. Стёртая метафора полёта применительно к Богдану обретает изначальный смысл: никто из современных русских поэтов не населял столь тесно свой дом и свои стихи птицами.

В Богдане всегда жила воля к полёту с переломленными крыльями. Его оперённый мужеством стих — вызов всему одряхлевшему и косному, нахохлившемуся и сонному. Пробуждение, взмах, сполох, даже взрыв его стиха заставляет встрепенуться и припомнить вынесенный Пушкиным вердикт: «мы ленивы и нелюбопытны». У Богдана Агриса не найдёшь ни тени поэтической лени. Всякое слово в стихе совершает смысловой вираж. Всё подвластно метаморфозам и всё живо, всё внимательно и всё восхищено всем! Ни у кого другого в стихах не слыхал я столько восклицательной интонации, срывающейся с обрыва в небо протяжным «О!..».

Древние оды Пиндара, юношеская анакреонтика Пушкина и юрьевские сполохи «второго модерна» перекликаются в стихах Богдана Агриса, ищут дружбы и спора — и дело спорится, вопрошая о бытии самого себя со всей ответственностью перед лицом смерти.

 

3. 

«Предписывающая концептуализация»: этот принцип порождения художественного мира часто можно встретить в работах современных поэтов (пост-)постмодернистской формации. Поэт в такого рода «проектах» выступает в роли «деятеля искусства», арт-менеджера самого себя в самом утилитарном смысле. Есть целевая аудитория, и есть её «болевые точки», в которые планируется попасть загодя известным методом. Сам метод есть альфа и омега высказывания, он держит текст в жёстких рамках концептуальной озабоченности, плодящей реплики внутри предлагаемого социокультурного сценария, собранного из обломков различных дискурсов. Даже если слово-концепт обладает метафизическим измерением, оно из него вываливается, выламывается в здесь-и-сейчас. Не то чтобы у автора есть иллюзия, будто поэзия способна поменять мир; но соблазн представить эстетическое высказывание в качестве прямого социального (воз)действия овладевает автором прочно, часто — навсегда.

 Иная крайность — отсутствие авторской рефлексии над жизнью поэтического слова, провоцирующее не менее злостную инерцию: инерцию «культурного промысла», в котором нет места для философского усилия.

Из интервью Богдана Агриса Ольге Балла и из его стихов мы знаем, что он избегал обеих крайностей. В упомянутом интервью поэт называет движущую силу и метод своей работы: «онтологическое воображение». Агрис непринуждённо современен. Он не эксплуатирует готовые рамки и сценарии, но исподволь сообщает им необычайное. Свободная сообщительность данных и «возможных» миров — вот живая и новая весть поэзии Богдана Агриса.

 

4.

 Подойдём ближе к стихам.

Две книги, вышедшие при жизни Агриса, демонстрируют развитие, которому хочется поучиться. Случайные ходы, случавшиеся в дебютном «Дальнем полустанке» (2019), немыслимы в «паутине повилике» (2021): слишком тонкий слух развил в себе поэт, слишком резко освободился от юношеских влияний (Мандельштам и Блок). Но и то, что принималось во внимание Агрисом далее, то, что выведывалось им у позднейшей (неофициальной позднесоветской) поэзии, — стало для него вызовом: мировоззренческим и эстетическим.

Уже в первой книге Агрис предчувствует:

 

В конце концов на корешках травы
Проступят имена совсем иные —
Хорошие, глазастые, льняные.
И контуры двуокие совы
Ещё очертят книги травяные.

 

Так и вышло. Обе книги Агриса (и третья, дописанная при жизни поэта, но ещё не увидевшая свет) породили пугающе щедрое пространство миров, где жизнь напитывается словами, а не тратится.

Широко известный тезис Бродского («поэзия — колоссальный ускоритель сознания») можно дополнять применительно к каждому поэту по-своему. Для Агриса поэзия — не столько ускоритель, сколько освободитель сознания. Не в смысле хаотизации без того хаотичного мира, но в смысле воли к повороту пути: отсюда — Туда — и обратно. В этом отношении Богдан Агрис как мало кто реабилитирует «Очарованное Там» русского романтизма, не впадая в онтологическую ересь и не позволяя себе эскапистского дурновкусия. Романтический модернизм Агриса весь — в живописании духа, в соработничестве природе вещей, в их тайной жизни.

 

5.

Таинственно и необъяснимо явление поэта. Не буквален и не удобен поэтический язык и образ мысли Богдана Агриса. Его монологи и хоры растут из спора философской и лирической стихий, его тезаурус — из древности, выброшенной в разговорное безумие нового фольклора. Блок «Двенадцати», помешанный с Пушкиным и Юрьевым, вбегает в поэму Агриса «На лёгком острове». Петербург узнаёт и не узнаёт себя на новом мифологическом портрете. Миф персональный, персонифицированный, но и стёртый в прах неизбежных превращений. «Мир, взорвавшийся тыльной травой» (открывающий вторую книгу поэта) — и мир, возвратившийся бессмертьем: «ходи мне лживая вода / по кругу острому / я буду жив тебе всегда / на лёгком острове».

Блоковской жалости о мире вторит безжалостность собственной судьбы: «звезда огромная болит / в остуде ломаной / навалят на спину кули / давно оскомина / ходи мне вдоль и поперёк / сознанье ходкое / я стану тонким январём / небесной лодкою». Герой не без дерзости утверждает ужас провиденциального восторга: «буду я тогда сочтён в отцы / буду древен».

Если поэтическое ускорение, то лишь такое: во все времена сразу, отовсюду в везде и навсегда. Воображение не терпит тюрьмы предопределения, ибо служит невозможному. Ему и служил Богдан Агрис.