Наталья Явлюхина (10 номер)

НАТАЛЬЯ ЯВЛЮХИНА 

 

***

зверь пришел к вскопанному райцентру,    

это была схватка с химерой зноя,  

дети выплюнули глаза, чтобы видеть
проплыв  

сенегальского неба сквозь мясо
людское,  

танец заразной лисы в зеркалах  

чернозема пенных, все кости ее –   

вы́толки школьного гипса из  

кристалла акаций нетленных  

  

и когда дайвер стал прорываться,  

уже закручиваясь, к последним   

слоям, с затылка струился перронный снег,

когда пузыри́лась съемка, мигала

в бесконечном окне ютуба 

юбилейная осень поселка,

это была схватка с химерой 

зноя, игра синегала

 

 

***

оно продрогнет в спальных

районах асбеста, оно воспоет 

шахтерский полдень, оно бросит 

кустарник глаз своих на лед,

но так и будет неизвестно,

 

кто они, лепившие только мертвое 

(ибо оно разразится звездой),

державшие у нас над головами

масодовский сентябрь с правотой 

его, не излагаемой словами 

 

он изошел в портьеры минеральным

дымом голубым на музыки уроке, 

и мы сидели на сырых скамьях

возле метро, чернея в поволоке,

глаза к московским яблоням подняв

 

 

***

Словно Бог стал прозрачным, и видно

построенное до него: отверни

дерматин рабочих поселков:

на коричневой плитке советской 

коричневые чулки света, надутые ветром,

полные ос, сшелушенных с ониксоидов,

изумруэдров, чье вращенье 

в пузырях капрона, в клубах

толченого хитина – кайф первертов,

их оборона с пеной на губах.

 

В дни опоздавшей свободы сверкают
кварталы,

птицы спешат договорить, и поводишь 

душой как всученным оружием, из стороны

в сторону, не понимая, что же теперь. И во
сне

вьешься будто часами все в тех же поселках
– на гравии 

под обелиском янтарная шелуха

сдута в мерные линии – расчесывая 

вспененный рот жесткой манжетой, нигде

не встречая и блика гепардовой 

керамики с двойным ободом.

 

 

85185

 

1.

 

Чердачные дети, пьющие интернет,

отверзают гагатовый ящик (как псы,

ангелы грызли его; ангелы

неслись в гагатовой крышке по ложной
глиссаде,

от красоты этого языка

их колотило): ненебеса,

неголоса, пыль,

вложены в оперный бархат прохладные

наборные кинжалы – души немертвых.

 

2.

 

Дети закапывают гагатовый ящик,

в котором нет невысоты, ускользавшей

от полков истребительных, в миражах
Ашхабада

читавших военные сцены, от форумов,
знающих,

как выводить полтинник из плоского
штопора:

экипаж, ни о чем не жалеющий – он был прав

перед ужасом – в невысоту

возвращается, машет прощально, как в
цирке, и ночь

минуту молчит и начинает снова.

 

 

***

Горят лебеди и пруды 

окраинные, горят шахты и зубы,

горят фабричные берега,

обложенные черной листвой,

но не видно огня, и все лишь цепенеет

и так остается – как в павильонном 

оливковом сумраке льда, где каждый 

предмет облегла изначальная четкость, 

стеклянный фасонный футляр.

 

Держала ли нас кое-какая

правда, или теперь это так 

кажется? Кто глотнул

спайса и снега за свинцовым 

киоском с шутихами, тоже здесь.

Мы глазами огня в леденелые смотрим

черепа огромных светящихся рысей,

составляющих это нетвердое небо, взошедших

на непроницаемые подмостки.