Никита Плюснин — О Серене Ульрике Томсене

НИКИТА ПЛЮСНИН

О СЁРЕНЕ УЛЬРИКЕ ТОМСЕНЕ

 

Сёрена Ульрика Томсена можно по праву считать классиком современной датской поэзии. Его стихи и эссе изучают в школах и университетах, на стихи пишут песни, сам поэт часто декламирует свои произведения по радио, на телевидении и интернет-каналах. Томсен является лауреатом огромного количества литературных премий, состоит в Датской Академии, принимает активное участие в культурной жизни современной Дании.

Поэт сыграл значительную роль в истории датской поэзии, став своеобразным лидером и самым выдающимся членом группы молодых поэтов, которые в 1980-е годы совершили так называемый «экзистенциальный поворот», бросив вызов доминировавшей в то время марксистской политической поэзии. Экзистенциализму Томсена характерно особое внимание к взаимоотношениям между телом и душой, к взаимодействию человека с материальной и нематериальной средой города, его стиль даже получил у литературоведов особое название – «телесный модернизм». Сам Томсен назвал эпоху экзистенциальной лирики в датской литературе «поэзией Голубой комнаты» (Poesiens Blå Rum), ставшей своеобразной метафорой направления, стремившегося уйти от политических дебатов времен Холодной войны (происходивших в огромной «пустой комнате») и вернуться к вневременным темам бытия человека (в небольшой «голубой комнате»). В своём эссе 1990 г. «Прощание с голубой комнатой» (Farvel til det blå rum) поэт констатирует постепенное угасание экзистенциальной поэзии, хотя большинство исследователей датской литературы сходятся во мнении, что «социальный поворот» и возвращение к политически ангажированной лирике произошел ближе к началу XXI века. Тем не менее, сегодня голос Томсена остается таким же неповторимым, как раньше: его поэзию отличают тонкий лиризм, меланхоличность, нечеткость границ между реальным и фантазийным, телесность, антропоморфизм и ощущение недосказанности. Главными темами являются любовь, жизнь и смерть, относительность времени и пространства, поиск человеком своего предназначения и смысла жизни.

Дебютный сборник 1981 года «Язык города» (City Slang) является своего рода манифестом поэзии Томсена и включает в себя одни из самых его известных и цитируемых стихотворений. Сборник содержит 57 стихотворений, объединенных чувствами, эмоциями и размышлениями лирического героя, переживаемыми им в его встрече с Городом (в котором угадывается Копенгаген, хотя правильнее говорить о неком обобщенном урбанистическом образе). Все стихотворения отличает звукопись, обилие рефренов и анафор, модернистская графика (практически полное отсутствие знаков препинания, заглавных букв в начале строк, эксперименты с построением стиха), медитативность, постоянный диалог героя с «живым» городом, светлая грусть и перемежение воспоминаний с настоящим временем. Ощутить мелодику «Языка города» можно благодаря записям стихотворений, которые поэт осуществил совместно со своим джазовым инструментальным ансамблем Det Glemte Kvarter («Забытые кварталы»), получившим свое название от одного из стихотворений сборника.

Для перевода было выбрано 10 наиболее известных стихотворений сборника, каждое из которых рассказывает нам что-то новое о лирическом герое и его пребывании в Городе. Стихотворения можно условно разделить на три тематических блока: о любви («Увидимся вновь», «Стихотворение о любви», «Жди»), о «проживании Города» («Каждый день», «Забытый квартал», «Прощание»), о жизни и смерти («Медленно из», «Сквозь небо», «Живой», «Это не смерть»).

В стихотворениях о любви сквозной является тема невозможности быть с любимым человеком, образ которого кажется недостижимым, фантомным. Герой либо ожидает встречи, повторяя «увидимся вновь» («Увидимся вновь») или размышляя об интерсубъективном опыте ожидания («Жди»), либо фантазирует о различных деталях любимого облика, отдаляясь от города на яхте («Стихотворение о любви»). Любовь кажется необходимым условием жизни, хотя при этом остается будто бы недоступной герою.

(Со-)участие города в переживаниях героя особенно заметно в стихотворениях, где внешние городские реалии параллелизируются с внутренними поисками. «Каждый день» рассказывает о том, как герой учится понимать язык города (вынесенный в название сборника), ищет свою голубую комнату (ставшую метафорой всей датской экзистенциальной поэзии 1980-х гг.), повторяет «один и тот же стих каждый день», пока наконец сам не начинает говорить и думать на языке города (в оригинале – сленге города). «Забытый квартал» – попытка поймать ускользающий миг, выразить невыразимую «синеву» мира, не забыть то, что уже, кажется, забыто. «Прощание» – о единении героя и Города, о превращении холода душевного одиночества и покинутости в льды, захватывающие Город ноябрьской ночью.

Жизнь и смерть осмысляются с различных сторон. «Медленно из» – размышление о взаимопроникновении внешнего и внутреннего, о теле и душе, помещенных во времени и пространстве, о восприятии мира и его осмыслении (в первую очередь, через поэзию). «Сквозь небо» – о взаимосвязи всего сущего, о том, как жизнь перетекает в смерть, о вечном движении мира, о жизни человека как о встраивании в этот вечный поток. В стихотворении «Живой» герой пробует ответить на вопрос, что значит жить. Глубокое переживание чувств и эмоций становится главным мерилом жизни: плачу, значит, ещё живой. В стихотворении «Это не смерть» лирический герой старается дать определение смерти через перечисление того, что смертью не является. Смерть – это не разлука, не потеря, не остановка или падение. Смерть – это отсутствие любви («смерть это не любить») и равнодушие («и чтобы всё шло своим чередом»).

Читателю предлагается вместе с переводчиком совершить путешествие в Город сборника и постараться усвоить и понять его неповторимый язык